Карта О проекте Команда Партнеры Курсы Медиа Контакты

← Назад

Ярославский электромашиностроительный завод (ELDIN) изготовил оборудование для агитационного самолета АНТ-20 «Максим Горький»

С первых дней войны завод перестроился на военное производство для нужд фронта. Немедленно был развернут выпуск танковых стартеров и артиллерийских снарядов. Осенью 1941 года коллектив завода получил задание чрезвычайной важности: освоить изготовление сопла — одной из важнейших деталей снаряда для гвардейских минометов, названных впоследствии «Катюшами». В процессе военного производства коллективу завода пришлось проделать огромную работу по расширению мощностей и перепланировке цехов, изготовлению нового оборудования.

В ноябре 1941 года в связи с приближением фронта в соответствии с решением Государственного Комитета Обороны часть электротехнического оборудования завода и 500 рабочих и служащих было эвакуировано в Томск. В декабре эвакуация приостановилась. В Томске стал работать завод-дублер. В течение ноября-декабря 1941 года завод по заданию ГКО проделал значительную работу по изготовлению военно-инженерного инструмента для строительства оборонительных рубежей, в возведении которых приняло участие около 300 рабочих завода.

Уже в середине ноября 1941 года Ярославский электромашиностроительный завод, как электромашиностроительное предприятие, можно сказать, прекратил свое существование. На заводе продолжалось производство артиллерийских снарядов. Их выпуск значительно увеличился по сравнению с первыми месяцами войны. Кроме того, если раньше завод выпускал лишь заготовки для снарядов, то теперь здесь стали производить и зарядку этих заготовок тротилом.

В опустевших корпусах завода организовали ремонт танков. Таким образом, перестав существовать как электромашиностроительное предприятие, Ярославский электромашиностроительный завод продолжал жить как завод, работающий на оборону страны.

После разгрома гитлеровцев под Москвой перед коллективом завода ставится задача вновь наладить выпуск танковых стартеров СТ-700 и реле к ним, зарядных генераторов ЗНД, зарядных агрегатов АЗД, низковольтных агрегатов НД. В результате самоотверженных усилий всего коллектива уже в конце января 1942 года завод начал выпуск электротехнической продукции. За успешное выполнение государственного задания коллектив завода получил благодарность Верховного Главнокомандующего.

В 1942 году был организован основной электротехнический цех № 35 и смежные с ним цеха: штамповочными, автоматный, волочильный, литейный и ряд других. Основной силой на заводе во время войны были женщины и подростки. Только за 1-й квартал 1942 года завод принял 440 учеников, в том числе 295 женщин. В целом за годы войны состав рабочих обновился почти наполовину (43%).

Для восстановления народного хозяйства требовалось огромное количество электрических моторов общего назначения. Ярославский электромашиностроительный завод в середине 1943 года получил задание восстановить выпуск всех типов электромоторов переменного тока, выпускавшихся до войны, в том числе электрических моторов мощностью свыше 100 кВт, которые требовались для откачивания воды из шахт Донбасса. С 1 апреля 1944 года ГКО освободил завод от производства боеприпасов, что лишний раз подчеркивало особую важность и ответственность задания по увеличению выпуска электродвигателей мощностью свыше 100 кВт.

Вклад предприятия в укрепление оборонного потенциала страны в военный период был отмечен награждением завода в честь 40-летия Победы орденом Отечественной войны I степени.

1934 год — год XVII съезда партии. Завод досрочно изготовил оборудование для агитационного самолета АНТ-20 «Максим Горький». Коллектив завода и его директор И. Ф. Сипер были занесены в почетный список строителей самолета. (Первый испытательный полёт самолёт совершил 17 июня 1934 года, 19 июня он в сопровождении истребителей пролетел над Красной площадью во время церемонии встречи челюскинцев. А 18 мая 1935 года во время демонстрационного полёта с пассажирами в результате столкновения с истребителем сопровождения «Максим Горький» потерпел катастрофу, в которой погибли 49 человек.)

Источник:

Яркипедия

Литература:

Беляков Ю. П. Время больших свершений. Очерки истории Ярославского электромашиностроительного завода. — Ярославль, 1981.